Пилипенко Иван

Пилипенко Иван

«Использование светлых красок в живописи – это мой путь… Когда я получил мастерскую в Лавре (1995), неожиданно для самого себя заметил, что использую в работах цвета все светлее и светлее. Белый цвет как тончайшая и глубокая завеса фимиама неземного происхождения, связывает все предметы на полотне в единое гармоничное целое. Именно таким хотелось в детстве представить рай – ровно освещенным мягким белым светом, с высветленным главным пространством, без лишних деталей, без теней…»

Светлые и гармоничные, умиротворенные и вибрирующие – такими могут быть первые определения, в сознании зрителя, в соприкосновении с творчеством Пилипенко.

Гармоничной иллюзорностью дышат его работы. Как автономный поток бытия или как непостоянный узор жизни, они не для утверждения человеческого «я».

Возможно, это картины моментов чистого буддизма, они не призывают за что-то держаться или бороться, а напоминают о моменте пробуждения, об иллюзии соединения с Богом.

«Белые картины» автора дают особенный месседж – напоминание о том, что не мир создан для человека, а человек в нем поставлен начальником, царем (первоначальное значение слова «царь» - тот, кто печалится, заботится обо всех), и власть ему дана, чтобы любить этот мир.

Мягкость и текучесть тонов, ровное светораспределение, вибрирующий светлый цвет дают мерную гармоничность. В плоскости полотна все детали взаимосвязаны, переплетены, гармонично уравновешены. Художнику присуще качество целостного восприятия изображаемого объекта.

Картина влияет на зрителя не сюжетностью, а определенной недоговоренностью, бессловесностью. Она действует своими плоскостями, углами, пятнами, паузами, между которыми зритель читает, будто между строками книжки. Деталь тянется к детали, темные цвета - к темным, светлые - к светлым. Как и в реальной жизни: хорошие люди тянутся к хорошим, а плохие - к плохим.

Один из важных художественных авторских приемов - цвет. Характерный вибрирующий белый, с бесконечным множеством рефлексов и оттенков, с подчеркнутой фактурностью красочного слоя.

Но о монохромности цветовой гаммы не идет речи в случае с картинами Пилипенко, скорее о сознательном акцентировании белой гаммы, фирменном стиле автора. Белый цвет - это одна из составляющих магии художника.
Второй секрет заключается в использовании автором законов обратной перспективы, как в иконописи. Именно цветовые особенности обратной перспективы использует Иван Пилипенко: приближенные зрителю предметы не выделены цветом, а удаленные - не размыты воздушной средой.

Самое главное, что своими живописными способами Ивана Пилипенко ставит под сомнение зрительские привычки, тем самым уводит за пределы, в иную притягательную реальность, где он уже полностью воссоздает тон и задает настроение.

Пилипенко Иван родился 9.03.1957 в с. Щасновка Черниговской обл.

В 1978 - Закончил Киевский художественно-промышленный техникум.

В 1982 – Закончил частную художественную школу В.Зарецкого.

В 1982-1988 - учеба в Киевском государственном художественном институте (Мастерская монументальной живописи Н. Стороженко и В.Чеканюка).

В 1992 - стажировался в арт-колледже г. Челтонхем (Великобритания).

1994-1997 - в творческих мастерских ассистентуры при Украинской академии изобразительного искусства и архитектуры (у проф. Стороженко Н.А.)

С 1994 г. работает в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

2006 - Заслуженный деятель искусств Украины.

2008 - Лауреат городской премии «Киев» им. Сергея Шишко.

С 2006 - доцент кафедры живописи.

Преподавательскую работу и творческую деятельность плодотворно объединяет с общественной.

На протяжении 1993-2007 руководил Молодежным объединением Киевской организации Национального союза художников Украины., а с 2007 возглавил ее секцию живописи.

Участник отечественных и международных выставок.

Произведения художника находятся в собраниях отечественных музеев, частных коллекциях Украины и мира.

Работает в области станковой и монументальной живописи.